Пирамида потребностей Маслоу
Каждый из нас знает что такое потребности, потому что они есть у всех, и без них не возможно представить свое существование. Человеческой деятельностью и поступками движет желание удовлетворения своих потребностей. Я предлагаю рассмотреть их с точки зрения психологии для того, чтобы понять и осознать свои собственные потребности.
Согласно классификации американского исследователя А.Маслоу все потребности можно представить в иерархическом порядке в виде особой диаграммы.
Эта иерархия предполагает, что люди мотивированы выполнять основные потребности, прежде чем перейти к другим, более продвинутым потребностям.
В основании пирамиды лежат базовые (физиологические) потребности, психологические и социальные располагаются ближе к вершине. На каждый следующий уровень человек переходит только после того, как удовлетворены потребности предыдущего уровня.
Иерархия потребностей Маслоу является одной из самых известных теорий мотивации.
Маслоу впервые представил свою концепцию иерархии потребностей в своей статье 1943 года "Теория человеческой мотивации" и в своей следующей книге "Мотивация и личность".
Существует мнение, что саму пирамиду придумал не Абрахамом Маслоу, а маркетинговые компании, обучающие своих сотрудников для повышения продаж, однако, не смотря на некоторые несовершенства, эта теория используется довольно широко.

Согласно исследованиям учёного, у человека есть 5 уровней потребностей:
1. Физиологические - это такие, как сон, пищевая и сексуальная.
2. Потребности в безопасности, защите, комфорте.
3. Социальные потребности: необходимость в любви, заботе, семье, друзьях.
4. Потребность в уважении и признании.
5. Духовные потребности: самовыражение и саморазвитие.

Пирамида Маслоу имеет и более подробную классификацию, состоящую из 7 уровней . С первой по четвертую остаются такими же, а пятая разделяется на три уровня:
потребности в познании окружающего мира;
потребности в красоте и эстетике;
самореализация.

Это классификация базовых потребностей каждого человека, которые зависят от его образа жизни и целей на будущее, у кого-то будет необходимость реализовать только базовые потребности, а кто-то захочет перейти к потребностям высшего порядка.
Чему учит эта концепция потребностей в жизни?
Теория ученого дает представление о мотивах тех или иных поступков.
Прежде всего, правильно понимать, принимать и интерпретировать свои желания и потребности, а также адекватным способом удовлетворять.
В качестве примера, приведу свою историю из жизни. В детстве я была председателем совета дружины и за активную общественную работу, меня наградили путевкой во Всероссийский лагерь «Орленок». Он состоял из нескольких лагерей. Так как, на тот момент, мне было 13 лет, я попала в лагерь для старших школьников, он назывался «Комсомольским». Однажды, меня выбрали, вместе с другой девушкой, на конкурс ведущими радиопередачи. Мы пришли в радиоблок, для прочтения текста и эта девушка, мне говорит: - Я осипла, хриплю , не могла бы ты произносить текст потише? Я ответила, что конечно, буду рассказывать не в полную силу.
Когда мы пришли в отряд, то вожатая и ребята , подбежали и стали поздравлять с победой мою конкурентку, расхваливая ее прекрасный голос.
Сейчас я понимаю, что в тот момент, эта девушка, удовлетворила свою потребность в признании, но каким способом?
Обесценила способности другого, чтобы представить себя в выгодном свете.
Дело в том, что, однажды удовлетворив свои потребности таким неадекватным способом, в будущем, человек усваивает этот паттерн поведения. И если жизненный опыт не предоставляет альтернатив, то мозг не находит и других вариантов. Человек обучается только этой возможности и усваивает только эти способы достижения цели.
Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности, цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения, будет разной.
Made on
Tilda